Балансируем v-образный коленвал

Балансируем v-образный коленвал

Почему мы так редко балансируем  неуравновешанные коленвалы?   Одна из  причин ...высокая стоимость на данный вид работы. Примерно в  пять раз дороже балансировки  обычного (рядного)  коленвала. А почему стоимость завышенная? Потому, что обьем работы  шире. Мы просим за балансировку v-образного коленвала 10т.р.  (в других местах просят 25 тр)

Предлагаем прочесть перевод  мануала по балансировке v-образных коленвалов.....  ТУТ

Если Вы прочли мануал, то  Вам понятен термин  БобВейт и Боб-Фактор.  Для  балансировки  v-образных коленвалов  Вам потребуются Бобвейты.  Их можно купить, а можно сделать у любого фрезеровщика. Очевидно, что Бобвейт  для балансировки КАМАЗовского коленвала будет покрупнее, чем для  малютки Матиз (имеется ввиду коленвал трехцилиндрового Матиза, он так же неуравновешанный),  а  значит  арсенал Бобвейтов должен быть  больше (если Вы планируете балансировать  мотоциклетную и  грузовую технику).  Мы разделим статью   на две части... первую назовем  Бобвейт, вторую Боб-фактор.

 

Бобвейт

 

 

    Свои Бобвейты делали на станке ЧПУ.  После этого добились полного соответствия веса  обоих половинок. Более того... отбалансировали Боб в собранном виде (на фото  Бобы для лодочного Вихря).
Все кто собирает тюнинговый v-образный мотор,  задумываются о  балансировке. Переход на поршневую с другим весом (как и переход на поршни ремонтного размера)  потребует  коррекции.  На фото коленвал  дрифтеров из Саратова.
Не лишним будет проверить весы на "вшивость".  Хорошие весы  будут стоить от 30 т.р   Но кто мешает использовать весы стоимостью 5тр. если  они показывают точно?
Вес верхней и нижней головки шатунов  нам нравится  определять используя двое весов.  Мало у кого Вы найдете такой подход, но  определенно он  нам нравится.
Клиент часто сам производит развесовку своих шатунов (экономит деньги).  Нам присылает самый наилегчайший шатун и поршень.  Он нам нужен для определения веса Бобвейта. Мануал  и большинство американцев  молвят, что разница в весе ШПГ не может быть более 0.5 гр.
  Вес верхней головки  шатуна и вес нижней головки у всех шатунов должны быть одинаковыми. Посмотрите на канале ЮТУБ  ... Crankshaft  Balancing.  Точно так же нужно развешивать и шатуны обычного рядного Вазовского мотора.  Центр масс у шатунов должен быть одинаковым!!! 
Вес Бобвейта- это    ...   полный вес нижней головки шатуна с вкладышами + вес масла в шатунной шейки.  Добавляем не полный вес  инерционной  части ШПГ (поршень с кольцами и пальцем, стопорами и верхней головкой шатуна). Если при Балансировке Вы используете Бобфактор 50%, то берем 50% всего веса инерционной части ШПГ.
  Все Бобы готовы (почти) ...   им всем не хватает 1,5гр.   Но эти 1.5 грамма мы планируем добавить каждому Бобу следующим шагом.  При сборе Бобвейта нужного веса  добиваемся полного равенства веса у двух половинок Боба ...  Боб будет иметь свой центр масс  точно  в ЦЕНТРЕ???  Боб - штука универсальная, он раздвигается и может встать на шатунную шейку любого разумного диаметра. Шатунная шейка  Оки (47,8мм), Toyota (52мм), Dodge (63,5мм).  Как  Вы думаете раздвигаясь Боб сохранит центр своей массы в самом центре?  
Никогда  не гадаем, всегда  проверяем. Если имеющаяся скалка на которой Вы проверяете Центр расположения масс у Бобвейта  меньшего диаметра (то намотайте рулон плотной бумаги и доведите диаметр скалки до диаметра шатунной шейки Вашего v-образника).   Если  Скалка  52мм,  а шатунная шейка  47,8мм (ВАЗ), то можно взять коленвал КИА-РИО (1.6 литра). Коренная шейка у киа-рио 48мм.  Коленвал Киа-Рио балансируем "в ноль" и уже он будет Вашей скалкой (на вторую коренную шейку оденется Бобвейт и оценивается его дисбаланс).
Вот и проверили. Колбасит нашего Бобика на 1.41гр.  Вот и пришло время навесить пластилин весом 1.5 грамм на  Бобвейт в определенном месте и даже на определенном радиусе.
Бобик стал весить столько, сколько нам требуется при Бобфакторе 50%. И  остаточный дисбаланс Бобика 0.1гр   Метим стрелкой расположение  этих  паразитных 0.1гр    Паразитных 1.41 гр мы уменьшили в 10раз!!!!!  И привели Бобвейт к требуемому весу!!!

 

 На просторах интернета нам не удалось найти ни одного американца, который бы рекомендовал отбалансировать Бобвейт.  По видимому американцы слишком самоуверенны, что нацепляя на каждую  половинку Бобвейта  по  500гр,  центр  масс  обязательно будет в  центре шатунной шейки!!!!   Парадокс  еще  в том, что  американцы одни из тех, кто активно тюнят  Роторные моторы. И балансировка коленвала  роторного мотора подразумевает  насаживания  на шейку коленвала имитатора ротора с  Бобфатором 100%, т.е.  по сути  сам  ротор.  Но ротор  америкосы реально балансируют (Балансировка Ротора от Роторного мотора с 9й минуты). Если  Ротор они балансируют  как  у  кота "ЯЙЦА"  ...  то почему не балансируют сам  Бобвейт?

 Но   если Вы  забьете  в ютубе    Auswuchten der Kurbelwelle v-6 . Немецкий паренек,  как и мы проделывает подобную балансировку Бобвейтов  (жаль, что пренебрегает  следующим нашим шагом). Шагаем дальше.

 

Что делают пендосы?  Уровнем выставляют на вершине шатунной шейки Бобвейт.  Зачем его так  аккуратно ставить я не понимаю.  Если они убеждены, что все Бобы одного веса и масса распределена одинаково, то  как его ни поставь, он будет в "лузе".  Однако для нас это остается загадкой.
Мы же располагаем Бобик на вершине шатунной шейки так, чтоб паразитные 0,1гр всегда были направлены от центра вращения (коренные шейки) через центр шатунной шейки у всех Бобвейтов в одну сторону.   Это мы понимаем и есть добиться одинаковой динамической силы на каждой шейке при балансировке!  А не насадить алюмяшки одного веса и красиво их поставить по уровню.
В таком виде балансируется коленвал у  V-образников.  Либо мы удалим металл, либо добавим.  Добавить вес - это высверлить металл и в освободившееся место добавить металл большей плотности (вольфрам, эльбор, свенец, уран).  "Елку"  Бобвейтов придется разбирать и затем заново собирать, если дойдет дело до добавления  веса.

Первый пуск   ...   10 гр (800гр*мм)  и 12 гр (941гр*мм)  путем удаления металла. Есть где удалять. Ура!  Саратовским парням повезло.

Устраняем металл и добиваемся приятных цифр 0.4 гр и 0.4 гр

Наша работа по балансировке коленвала выполнена. И время переходить на маховик  со шкивом.  Однако давайте продолжим тему  подтрунивания над  Пендосами.  Установленные Бобики мы повернем как кубик-рубик (расположим их по  американски... ровно по уровню).

Обратите внимание, что наши Бобики имели  остаточный дисбаланс по 0.1-0.2 гр.   Причем их  получилось ровно половина с 0.1гр и  ровно столько же с 0.2 гр.  Их мы сгруппировали парами ... 0.1 и 0.2 на одной шейке (а не 0.1 и 0.1...0.2 и 0.2).

БАБАМ...  3 гр слева и 3 гр справа.

Интересно, а при дисбалансе у каждого бобвейта по 1.4-1,7 гр  ... какой бы  результат показал Станок?

     

 

 Кому удобно воспринимать информацию через видео, вот  ролик трехлетней давности, где Бобвейты мы корректировали до остаточного дисбаланса  0.5-0.7 гр....      https://www.youtube.com/watch?v=Qz5hyp0RjRg    Бобики располагали так же парами 0.5гр компоновали с 0.7гр, чтоб каждая шейка создавала при вращении одинаковую инерцию, направленную в одинаковую сторону.  Фактически  расчетный вес Бобвейта будет  незначительно увеличиваться или уменьшаться. 

 

Боб - ФАКТОР

 

 

 Мы использовали  Боб-Фактор 50%.  А что произойдет если мы повесим на коленвал Бобвейты с бобфактором  52,1% ? 

 

 

 

 

Коленвал отбалансирован по 50% Боб-фактору. На каждый Бобвейт повесили по 13,4 гр веса. Что фактически  означает  набор Боба по Боб-фактору  52,1%.  После пуска с каждой стороны просит коррекции ... словно и не балансировали!   Значит набор и определение  веса Боба   дело ответственное!  Зададимся вопросом,  а как так получилось, что  Боб-фактор  получился ровно 50% ?   В мануале так написано?  Весь мир так делает?  И так устроена физика, что цифра 50%  - это грань совершенства?   Почему не цифра 50,5%????

Думается нам, что правда колеблется в диапазоне Боб-фактора 40-60 %.  А  цифра 50  лежит ровно по середине  этого коридора!!! Вот и ответ   почему в американских  рекомендациях фигурирует 50%... без всяких обьяснений (это предположение). Вторая версия ... эти  амриканцы - ребята ГЕНИАЛЬНЫЕ и нужно полагаться на их опыт.

Однако существует и российская формула расчета.   Вес прицепной части + шатун + поршень ,  где вес прицепной части расчитывается на основе центра массы  шатуна (центр масс определяется путем периода качания верхней и нижней головок шатуна). 

Масса(прицепной части) =  масса(шатуна) * L1(от ц.м.ш до точки подвеса в.г.ш )/L(длина шатуна)

Попадает российский Боб-фактор  в район 32% Боб-фактора. Цифра сильно отличается от принятой в мире.  Но  формула дает понять, что от длины шатуна  вес Бобвейта будет меняться.  А значит прямолинейно все моторы под один Боб-фактор ставить опрометчиво. Для каждого мотора свой идеальный Бобфактор.   Признаемся, что  мы его не знаем.  Знаем, что  не все  балансируют  при 50% Боб-фактора.  Очень  "крутые"  чуваки  балансируют со своим БОБ-фактором.  Если  нам  доведется оказаться в поддоке  Williams,  то  обязательно  спрошу у Пади Лоу,  что  он  посоветует делать  с  этим  Боб-Фактором (шутка).

Путь решения нам видится следующий....

Балансируем коленвал 50% Бобфактор.  Устанавливаем коленвал с ШПГ  в блок.  Ставим на обкаточный стенд. На обкаточном стенде замеряем вибрацию на бугелях коленвала при разных   оборотах вращения.    Снимаем коленвал и перебалансируем его с Боб-фактором 52% ... 54%....  56%... 65%   замеряем в реально собранном блоке величину вибрации на бугелях.Практическим путем находим для  конкретного мотора лучший Боб-фактор.  У нашего подопытного v-образного блока   меняем  вес  ШПГ (не меняя длину  шатуна) и  перебалансируем коленвал снова с определенным нами оптимальным Боб-фактором, чтоб увидеть  повторное подтверждение  определенного  Боб-фактора, как оптимальный.

 

П.С.        Выбор Боб-фактора  при  балансировке  обсуждается с заказчиком.

П.С.С     Поиск отпимального Боб-фактора ведем и точно найдем.

 

 

Назад к списку

Главная / Статьи - тюнинг ВАЗ / Балансируем v-образный коленвал
Создание сайтов в казани - Специальное предложение для малого бизнеса!